Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Спортивная школа №8» г. Улан-Удэ
670045, г. Улан-Удэ, ул. Комсомольская, 42, помещение 1

– Эрдэм, поздравляю с победой! Как проходило первенство России в Барнауле?

– Спасибо. Турнир проходил в целом гладко. Всё получилось.

– Было одно поражение ближе к финишу от Андрея Цветкова. Судя по всему, оно не сильно выбило из колеи, поскольку на следующий же день ты выиграл у Максима Тимошина. Как удалось так быстро прийти в себя после проигрыша?

– Я перед турниром составил примерный график: с кем и сколько очков наберу. Андрей был одним из тех, с кем я мечтал набрать пол-очка. А когда уже играли партию, я «забоевел» – не знаю, что случилось. Но мы каждый день играли в 15:00, поэтому удалось восстановиться, хотя во время партии с Максимом после поражения я чувствовал себя немного уставшим, но там получилась довольно приятная позиция с дебюта.

 

– Говоришь, с Андреем хотел набрать пол-очка. Почему?

– Я ему проигрывал на первенствах России среди юниоров в 2022, в 2023, в 2024 годах и сейчас.

– Надо же, какое неудобный соперник! А есть ли партия, которой ты особенно доволен?

– Не знаю. Меня сейчас попросили прокомментировать партии для «64». Я их посмотрел, и, как мне кажется, там нет каких-то ярких событий или чего-то еще. Просто идет-идет примерно равная борьба, а потом случаются какие-то совсем незначительные моменты, которые приводят к победе.

– Ближе к цейтноту?

– Да, именно в конце. Партия, которой я горжусь? С Сашей Хрипаченко была прикольная партия, но я бы не сказал, что прям горжусь ей. Просто мне понравилась.

 

 

 

– Если не секрет, кто помогал на турнире?

– На турнире мне помогал Сергей Владимирович Рублевский. Мы с ним созванивались перед каждой партией, обсуждали, что играть.

– В целом, сколько часов в день ты работаешь над шахматами?

– Сейчас я в 11-м классе, и у меня довольно много времени уходит на подготовку к ЕГЭ. Поэтому, может быть, часа по три в день занимаюсь.

 

 

– Уже решил, куда будешь поступать?

– Скорее всего, в НГТУ в Новосибирске. У меня там и друзья, и тренеры, и помогают мне там.

– Перед первенством ты играл в «Аэрофлот Опене 2025». Участие в таком сильном турнире добавило уверенности перед Барнаулом? Как оцениваешь свое выступление в Москве?

– В феврале 2024 года после первенства Азии у меня был рейтинг 2350. То есть я в 2023 году играл этапы Кубка России, еще что-то, проигрывал шахматистам с рейтингом 2100, и самооценка, скажем так, очень сильно падала после каждой такой партии. Как раз перед «Аэрофлот Опеном 2024» мне казалось, что я сыграю в лучшем случае хорошо, но даже могу потерять с таким рейтингом. А в итоге я поднял там пунктов 25, выполнил гроссмейстерскую норму, и в каждой партии играл с соперниками 2550 и выше. Даже Айка Мартиросяна, хотя после дебюта у меня было явно хуже, удалось переиграть. После этого весь год меня согревала мысль, что я в конкретной партии могу играть не хуже «шестисотника». Да, это придало уверенности! 

Сейчас в Москве на двух турнирах подряд – «Аэрофлоте» и Иви Grand Prix Chess II – было по два тура в день несколько раз. И постепенно это уже начало сказываться. На «Иви» сыграл прям отвратительную партию с соперником 2200, проиграл белыми. Но на финише открылось второе дыхание, «накатил» три партии. Так что да, участие в таком сильном турнире, как «Аэрофлот Опен», придает очень большую уверенность. Это мне помогло. 

 

 

– Там у тебя и со знаменитым Ниманном лучше было?

– Да, было получше, но я немного испугался дальше играть, когда появилась возможность зафиксировать троекратное. Я в тот же день, по-моему, играл с Дубовым черными. В дебюте потратил довольно много времени, попал в цейтнот. Он потом сказал, что предложил мне ничью, а я, видимо, даже не услышал. Но в любом случае там была возможность зафиксировать троекратное. Однако я решил, что ничью с Ниманном сделал, вроде как испугался, а сейчас чего уж бояться? Можно попытаться. В целом, партии с сильными игроками очень большой рост дают.

 

 

– Расскажи, пожалуйста, о своем творческом пути. Во сколько лет начал заниматься, кто первый тренер?

– Начал заниматься, по-моему, в ноябре 2013 года. Мне было шесть лет. В январе у меня день рождения, так что почти в семь лет. Первый тренер – Хаяна-Хирбэ Сандакович Гармажапов. Меня к нему папа привел, так как сам в детстве у него занимался. Шахматный клуб был при школе. И как-то сразу на первых турнирах получалось хорошо, так и затянуло.

С 2016 по 2024 со мной очень много занимался Тимур Георгиевич Иванов, по сути вырастил меня как шахматиста, сейчас я с ним в хороших отношениях. Также с 2021 года в Новосибирской области я числюсь учеником у Дмитрия Сергеевича Бочарова, мы с ним много общаемся и он довольно сильно повлиял на мое отношение к шахматам. Уже почти два года я занимаюсь с Сергеем Владимировичем Рублевским, основную часть времени «онлайн», и он мне помогает готовиться на каждом турнире, в том числе на трех последних. 

– Какие из предыдущих успехов, помимо первенства России, для тебя наиболее памятны и ценны?

– Первенство Европы в Турции в 2022 году. У меня о нем много приятных воспоминаний. Что еще? Командные чемпионаты России, как мне кажется, я хорошо играю.

– А рапид, блиц?

– Они как раз плохо идут. Хотя я выигрывал в своем возрасте первенство России. Но это меньше запоминается, потому что турнир идет один-два дня.

 

 

– Есть ли у тебя увлечения помимо шахмат?

– Я очень много раньше играл в компьютерные игры, лет до 15. Сейчас довольно много времени занимает школа – каждый день часов по шесть. А так я еще хожу в тренажерный зал, фильмы смотрю, с друзьями общаюсь.

– В школу ты прям ходишь или у тебя онлайн?

– Нет, у меня не онлайн. Я хожу вживую.

– А какие фильмы, сериалы нашим читателям посоветуешь? 

– Если говорить про фильмы, то я недавно читал, что Грищук назвал «Бойцовский клуб» своим любимым фильмом. Это было довольно прикольно услышать. А я – по классике, назову «Форрест Гамп». Что касается сериалов, то «Во все тяжкие», «Сопрано». Это база.

– Чем тебя так смутил «Бойцовский клуб»?

– Может быть, это какая-то немного подростковая тема, сейчас с ним делают много мемов. 

 

 

 

– Сейчас шахматы становятся все более медийными, про них больше пишут, но часто это происходит из-за скандалов. Как ты к этому относишься? Хорошо это или плохо для нашего вида спорта?

– Мне кажется, что это неплохо. Да, скандалы, но, кажется, когда люди это читают, они не думают, что шахматы – это только грязь какая-то или что-то еще в этом роде. Они о них читают, и им, может быть, становится интересно узнать больше.

– Есть ли у тебя любимый шахматист?

– Мне нравится смотреть партии Раппорта.

– Кстати, ты второй человек за все время, что я работаю в федерации, кто назвал Раппорта любимым шахматистом.

– А кто первый?

– Святослав Лисенков, он в прошлом году выиграл первенство России до 15 лет. Он это сказал мне в интервью в 2022 году.

– В 2022 году я как раз смотрел трансляцию Гран-при, где Раппорт играл с Андрейкиным. Он мог сделать ничью, и ему это, насколько я помню, давало хороший результат, очки какие-то. Но он пошел на очень сложную позицию, обострил под свой цейтнот. После этого мне запал его шахматный стиль.

 

 

– Какие у тебя ближайшие планы, где будешь играть?

– Сейчас очень много времени отнимает подготовка к ЕГЭ, а потом будут сами экзамены. В мае поеду на командный чемпионат России и летом - на Высшую лигу.

– А на чемпионат Азии не планировал?

– В связи с ЕГЭ и после командника, я думаю, усталость накопится, поэтому не поеду. При других обстоятельствах я бы, конечно, рассмотрел этот вариант.

– Эрдэм, спасибо за интервью и удачи!

– Спасибо.